Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия — Лифшиц). Родился 10 февраля 1919 года в Минске — умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский драматург, сценарист, режиссер, поэт. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981) и премии президента РФ (2000).
Александр Лифшиц, ставший широко известным как Александр Володин, родился 10 февраля 1919 года в Минске.
С пяти лет жил в Москве у своего дяди-врача.
В детстве увлекся театром под влиянием старшего брата — актера Студии А. Дикого. Но после окончания средней школы поступил в Московский авиационный институт, который бросил через полгода. Окончив в Серпухове учительские курсы, год преподавал русский язык и литературу в школе в деревне Вешки Московской области.
В 1939 году поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, но через два месяца получил повестку в армию. Во время Великой Отечественной войны был связистом 440-го гаубичного артиллерийского полка и сапером, участвовал в боях на Западном, позже на Белорусском фронте, дважды был ранен, награжден орденом и медалями.
После демобилизации Володин не вернулся в ГИТИС, а поступил на сценарный факультет института кинематографии.
Вскоре его произведение опубликовали в альманахе «Молодой Ленинград». Тогда же у него появился творческий псевдоним. Когда он пришел в издательство со своим шестилетним сыном Володей, редактор заявила о неподходящей фамилии автора, она же и предложила стать Володиным — в честь сына.
Член ВКП(б) с 1949 года.
В 1949 году окончил сценарный факультет ВГИКа, учился в мастерской Е. Габриловича. В то же время сам он своими главными учителями называл В. Юнаковского и А. Сазонова.
Окончание ВГИКа пришлось на разгар кампании борьбы с «безродными космополитами». Оказавшись без работы, он вынужден был переехать в Ленинград. В 1949-1956 годах он работал в качестве редактора, а затем и сценариста на киностудии «Леннаучфильм», в 1956-1957 был старшим редактором и членом худсовета киностудии «Ленфильм».
С начала 1950-х годов Александр Володин писал рассказы. В 1954 году вышел в свет первый его сборник — книга «Рассказы». А далее произошло возвращение к театру. Как драматург Володин дебютировал в 1956 году пьесой «Фабричная девчонка». Ее героиня Женька Шульженко восстает против показухи и борется с несправедливостью. Пьесу взял Г. А. Товстоногов, и тут же их с Володиным вызвали «на ковер» в обком партии. Поставленная в 1956 году в Ставропольском театре и в Центральном театре Советской Армии, пьеса о том, как коллектив ломает человека, попытавшегося противостоять ему, вызвала острую дискуссию на страницах журнала «Театр». Тем не менее «Фабричная девчонка» с успехом шла во многих театрах Москвы, Ленинграда и других городов СССР, а также за рубежом.
Вторую пьесу — «Пять вечеров» — принял к постановке Большой драматический театр. Актриса Зинаида Шарко, ставшая первой и легендарной володинской Тамарой, рассказывала, как автор читал свою пьесу перед труппой театра: «Через каждые пять минут он останавливался и говорил: «Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!». Вот так он прочел всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано». Спектакль, поставленный Георгием Товстоноговым, стал настоящим событием театральной жизни.
В то же время ряд критиков обвиняли драматурга в искажении действительности, пессимизме и мелкотемье, нездоровом интересе к «маленьким людям и неустроенным судьбам».
Третья пьеса Володина — комедия «В гостях и дома» — оказалась не слишком удачной и достаточно схематичной. Поставленная Анатолием Эфросом в Театре им. Ермоловой, она никогда больше не ставилась и оказалась нелюбимым детищем драматурга.
Последовавшие за ней пьесы «Моя старшая сестра» (впервые поставленная в БДТ) и «Назначение» также находили и горячих сторонников, прежде всего зрителей, и принципиальных противников. В Володине нашли своего драматурга Георгий Товстоногов в Большом драматическом и Олег Ефремов в «Современнике», где, кроме «Пяти вечеров», шли его пьесы «Моя старшая сестра» и «Назначение». В «Назначении» Володин рассказал историю добропорядочного человека, который в минуту слабости отказывается от высокого поста, но, увидев своего преемника, осознает, что общественная пассивность честного таланта развивает энергию бездарности, увеличивает «общественный» вес всего косного и отжившего. Спектакль стал событием театральной жизни.
Как и Виктор Розов, Володин был драматургом поколения «шестидесятников» и в своих пьесах противостоял тенденциям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой всегда отстаивал коллективные интересы, вступать же в конфликт с коллективом мог только отрицательный персонаж. В своих пьесах, сюжеты для которых он брал из повседневной жизни, всегда был на стороне человека, идущего против течения, восстающего против общепринятого, обнажая таким образом социальные, нравственные и психологические конфликты современного ему общества.
Александр Володин в кино
В 1962-м дебютировал в кинематографе как автор сценария короткометражного фильма «Прошлым летом». Второй фильм, к которому Володин написал сценарий, «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, получил приз «Золотой лев святого Марка» на Международном кинофестивале в Венеции в 1966 году.
Георгий Натансон в 1966 году экранизировал его пьесу «Моя старшая сестра». Далее по его сценарию вышли «Пять вечеров» Никиты Михалкова.
Получив признание в кинематографе, Александр Володин в начале 1970-х годов вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» (поставленную в 1972 году в «Современнике») и «Дульсинея Тобосская», с которой Олег Ефремов в 1971 году дебютировал во МХАТе как режиссер и как актер МХАТа, сыграв Рыцаря Печального Образа. На основе пьесы «Дульсинея Тобосская» Геннадий Гладков создал одноименный мюзикл, который в 1973 году Игорь Владимиров поставил на сцене Театра им. Ленсовета с Алисой Фрейндлих в главной роли. Этот мюзикл в 1980 году был экранизирован Светланой Дружининой.
Одновременно Володин продолжал работать в кино: Сергей Герасимов снял по его сценарию фильм «Дочки-матери», а Георгий Данелия — знаменитую мелодраму «Осенний марафон».
Кроме пьес и киносценариев, Александр Володин писал стихи и прозу — главным образом мемуарного характера.
Володин всегда возмущался, когда говорили, что он писал на социальные темы. Он говорил: «Я просто рассказывал о людях, которые дарят друг другу счастье. Неброское, негромкое, но единственно настоящее счастье. Черт с ними, с начальством, с парткомами и обкомами — люди-то могут быть счастливы сами. Только они иногда этого счастья боятся, потому что перед ними было либо несчастье, либо долгое ожидание, либо и то, и другое. Вдруг, совсем неожиданно, насквозь, тебя пронзит ощущение, что кто-то тебе дорог или что-то хорошее произошло в твоей душе или в душах близких. Счастье — это такое пронзительное мгновение. А несчастье — длительное, тупое, сродни разочарованию. И все-таки счастья ждешь, оно еще более ясное после несчастья. Это солнце после грозы. У меня когда-то написалось: «Длинная, долгая смерть отнимает дни у маленькой щедрой жизни». Жизнь — это такое воспоминание».
В 1999 году драматург получил премию «Триумф».
В декабре 2001 года Володин оказался в больнице. Ушел из жизни вечером 16 декабря 2001 года в больнице Санкт-Петербурга. Похоронен драматург 22 декабря на Комаровском кладбище под Петербургом. Рядом с ним похоронена его жена Фрида Шилимовна Лифшиц.
В Санкт-Петербурге на стене дома по адресу Большая Пушкарская улица, д. 44, в котором (в кв. № 28) жил А. М. Володин, по инициативе и по ходатайству режиссера Александра Болонина и писателя Ильи Штемлера 10 февраля 2004 года открыта мемориальная доска (авторы — скульптор Григорий Ястребенецкий и архитектор Татьяна Милорадович).
В Санкт-Петербургском драматическом театре «Остров» действует музей «Гостиная Володина».
В Москве в 2007 году при входе в театр «Табакерка» установлен совместный памятник А. М. Володину, В. С. Розову и А. В. Вампилову.
Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится фестиваль «Пять вечеров», посвященный памяти А. М. Володина.
Личная жизнь Александра Володина (Лифшица):
Жена — Фрида Шилимовна Лифшиц (1918-2003).
В браке родились сыновья Владимир и Алексей, они впоследствии эмигрировали в Америку.
Последние годы жизни Фрида и Александр провели в своей квартире в Петербурге, в основном сидя по разным комнатам. Фрида Шилимовна из-за серьезной болезни компании мужа предпочитала одиночество и прослушивание классической музыки.
Фильмография Александра Володина:
1986 — БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) — зритель (нет в титрах)
1988 — Времена не выбирают (документальный)
1993 — Александр Володин. Так неспокойно на душе (документальный)
1994 — Петербург поздравляет Булата Окуджаву (документальный)
Режиссерские работы Александра Володина:
1967 — Происшествие, которого никто не заметил
Сценарии Александра Володина:
1962 — Прошлым летом (короткометражный)
1965 — Похождения зубного врача
1965 — Звонят, откройте дверь
1966 — Старшая сестра
1967 — Фокусник
1967 — Происшествие, которого никто не заметил
1974 — Дочки-матери
1977 — Смятение чувств
1977 — Портрет с дождем
1977 — Лебедев крупным планом (документальный)
1978 — Осенние колокола
1979 — С любимыми не расставайтесь
1979 — Осенний марафон
1980 — Назначение
1980 — Дульсинея Тобосская
1982 — Слезы капали
1983 — Графоман (фильм-спектакль)
1989 — Сирано де Бержерак
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века
1990 — Униженные и оскорбленные
1990 — Мать Иисуса
1993 — Настя
1993 — Александр Володин. Так неспокойно на душе (документальный)
Пьесы Александра Володина:
1956 — «Фабричная девчонка»
1959 — «Пять вечеров»
1960 — «В гостях и дома»
1961 — «Моя старшая сестра»
1962 — «Идеалистка»
1962 — «Мать Иисуса»
1963 — «Назначение»
1966 — «Кастручча»
1971 — «Дульсинея Тобосская»
1972 — «С любимыми не расставайтесь»
1974 — «Дочки-матери»
1980 — «Две стрелы»
1981 — «Ящерица»
1984 — «Блондинка» («Киноповесть с одним антрактом»)
«Графоман»
Награды и звания Александра Володина:
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 ноября 1999 года) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
— Орден Отечественной войны I степени (6 апреля 1985 года);
— Медаль «За отвагу» (15 ноября 1942 года);
— Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981) — за сценарий фильма «Осенний марафон»;
— Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000 года);
— приз Вкф в номинации «Премии среди детских фильмов» (1978);
— Царскосельская художественная премия (1994);
— Титул «Живая легенда Санкт-Петербурга»;
— премия Северо-Западного филиала РАО (1995);
— «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» (1997);
— премия имени А. Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» (1999);
— премия журнала «Огонек» (1989);
— премия «Северная Пальмира» (2000);
— премия «Триумф» (1999);
— Международная премия К. С. Станиславского (2001)