Александр Леонидович Кайдановский. Родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону — умер 3 декабря 1995 года в Москве. Советский и российский актёр, режиссёр, сценарист.
Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону.
Отец — Леонид Львович (Лейб Лейбович) Кайдановский (1921, Екатеринослав — декабрь 1970, Ленинград). Работал начальником радиолокационной станции в Батайске, впоследствии заместителем начальника ростовского СМУ-5, специализирующегося на подводной сварке.
Мать — Вера Александровна Онищук (умерла в декабре 1990 года). После окончания Московского библиотечного института (1955) заведовала детским сектором в ростовском Дворце энергетиков, была режиссёром-постановщиком детской театральной студии.
Родители поженились в 1945 году. Развелись в 1960-м. После их расставания Александр жил с отцом в коммуналке. С 1962 года у отца появилась новая жена — Ирина Михайловна Пухальская. У Александра родились единокровные сёстры — Ольга (1963 г.р.) и Татьяна (1964 г.р.).
Мать во второй раз вышла замуж в начале 1960-х годов, занималась надомным трудом в комбинате прикладных искусств. Единоутробный брат — Михаил Владимирович Есипов (1965-2000), работал ревизором.
Александр Кайдановский в детстве с родителями
В 1960-1961 годах будущий актер учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Е. О. Патона.
В то время Александр был очень общительный, дружелюбный, щедрый. «Мог отдать последнюю рубашку первому встречному. И, кстати, отдавал. Необычайно непосредственный, бескорыстный, бескомпромиссный, очень честный», — рассказывала о нем его первая жена.
В 1965 году окончил Ростовское театральное училище (курс М. И. Бушнова). Поступил в Школу-студию МХАТ, но, проучившись несколько месяцев, ушёл оттуда.
В 1969 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.
В 1969-1971 годах работал в театре имени Е. Б. Вахтангова.
«Вахтанговская «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться», — рассказывал Кайдановский.
Далее работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной.
С 1973 года — служба в армии, в кавалерийском полку при «Мосфильме».
В кино дебютировал в 1967 году, снявшись в картинах «Таинственная стена» режиссеров Поволоцкой и Садковича и «Анна Каренина» Зархи. Затем были работы еще в целом ряде фильмов — «Первая любовь», «Драма на охоте», «Собака Баскервилей», «Пятнадцатая весна», «Игрок», «Дети Ванюшина», «Крах инженера Гарина» и других.
Однако широкая известность и популярность пришла к актеру после фильма Никиты Михалкова 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих» (исполнил роль ротмистра Лемке). «Его стали узнавать на улице», — говорила первая жена актера.
Среди других известных ролей Кайдановского — офицер Зимин в лентах «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка»; Сталкер в картине Андрея Тарковского «Сталкер», Филипп Ломбард в детективе «Десять негритят» Станислава Говорухина, Ланселот в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура.
В начале 90-х снимался в основном в картинах иностранных режиссеров — «Ноябрь» (Польша-Франция, реж. Л. Карвовский), «Дыхание дьявола» (Испания, реж. Пако Лусио), «Волшебный охотник» (Венгрия, реж. И. Энеди), «Исповедь незнакомцу» (Франция, реж. Ж. Бардавиль).
Александр Кайдановский в фильме «Игрок»
Александр Кайдановский в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Александр Кайдановский в фильме «Пропавшая экспедиция»
Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»
Александр Кайдановский в фильме «Десять негритят»
В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская А. А. Тарковского и других режиссёров). Тарковский хотел взять себе на курс только Кайдановского «и ещё кого-нибудь одного, кто этого достоин». Дав обязательство Кайдановскому, Тарковский уехал в Италию на выбор натуры и не вернулся. Кайдановский продолжил учёбу у С. А. Соловьёва.
В 1989 году преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б. В. Щукина.
В 1992 году присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ».
В 1994-м — член жюри МКФ в Каннах.
В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР.
Умер утром 3 декабря 1995 года после третьего инфаркта в своей коммунальной квартире.
Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Характер Александра Кайдановского, проблемы с алкоголем и законом
«Быть самим собой!» — это был главный жизненный принцип Кайдановского.
Часто такая гипертрофированная индивидуальность приводила к конфликтам и многочисленным проблемам в жизни и работе. Так, он мог запросто пропустить репетицию в театре — потому что ему было «не очень интересно».
«Например, мог проспать, потому что всю ночь читал», — рассказывала первая жена Ирина Бычкова.
Затем появились проблемы с алкоголем.
«Саша стал часто выпивать, причём, как на него подействует алкоголь, предугадать не мог никто. Он мог начать петь под гитару или отказаться петь наотрез. Мог ни с того ни с сего взорваться или… заснуть. В таком состоянии Саша всё чаще стал ввязываться в драки. Поводом для этого мог быть, например, разговор о поэзии. Один раз его из драки вытащили и с трудом принесли домой — он хотел кому-то набить морду, как он считал, по делу. Всему виной вот эта его проклятая спонтанность, которую он в себе культивировал… «Хочется ударить — ударь! Обидно тебе — дай по морде!»», — вспоминала первая супруга.
По пьяному делу трижды привлекался к суду. Причём, третий суд мог закончиться для него реальной тюрьмой — за избиение ветерана войны. Его спас известный советский актер Михаил Ульянов.
Ирина Бычкова рассказывала: «1970 год. После премьеры телефильма «Драма на охоте» (с Сашей в одной из главных ролей) актёры Владимир Самойлов, Юра Яковлев и Саша решили это событие отпраздновать… Когда я пришла домой, только следы гулянки на столе увидела. Поскольку Саша знал, что вот-вот я должна приехать, они решили продолжить в другом месте. Поехали на Речной вокзал в ночной ресторан. Судя по всему, выпили они тогда много. В какой-то момент ему надо было выйти по нужде. Он пошёл, заблудился, попал в какую-то кочегарку. А там мужик… Уж не знаю, что между ними произошло, но на суде сказали: он ударил этого кочегара, а тот оказался ветераном войны. По тем временам за такое могли посадить на полную катушку. Но на заседание приехал Михаил Ульянов, произнёс пламенную речь: мол, так бывает — человек может один раз оступиться, и вся жизнь насмарку, и Кайдановский сейчас на этой грани: жизнь или смерть… Так художественно сказал, что даже судья растрогался. Благодаря Ульянову и тому, что я была на седьмом месяце беременности, Саше дали два года условно».
«Он уезжал на съёмки, говорил, что завтра должен вернуться, а его нет день, два… Потом звонок из какого-нибудь отделения милиции. Потому что, как только садился в поезд, начинал выпивать, и обычно это заканчивалось дракой. Не раз бывало, что поезд останавливали где-нибудь на станции Бологое, вызывали милицию, его волокли, держали в кутузке… Как-то я разыскивала его целую неделю», — рассказывала Ирина Анатольевна Бычкова.
«Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвёртом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы всё вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали…», — рассказывал Леонид Филатов.
Александр Кайдановский
Рост Александра Кайдановского: 175 сантиметров.
Личная жизнь Александра Кайдановского:
Первой женой была Ирина Анатольевна Бычкова (Кайдановская), впоследствии доцент кафедры психофизиологии и и клинической психологии ЮФУ.
Они познакомились осенью 1962-го в драматической студии ростовского Дворца культуры строителей, когда работали над спектаклем «Девушка с веснушками».
«Начиная с первой репетиции мы практически не расставались — он, моя подруга Женька и я. Вместе встречали Новый год, отмечали дни рождения, просто гуляли… Мне тогда казалось, что Саша к девушкам равнодушен. Его увлекала только поэзия. Карманы его брюк всегда оттопыривались какими-нибудь томиками любимых поэтов. Он был книгочеем невероятным — его знали во всех книжных магазинах Ростова. Потом он увлёкся игрой на американском банджо, мог играть часами, затем выучил несколько гитарных аккордов и пел песни Галича, Окуджавы, Высоцкого, Визбора… А как Саша читал стихи! Запирался у себя в комнате и часами работал над голосом, записывал на магнитофон, а когда я приходила, давал мне послушать результат. Он читал, как бог», — вспоминала Ирина Бычкова.
Александр Кайдановский и Ирина Бычкова
У пары в 1970 году родилась дочь Дарья.
Брак с Бычковой продлился в 1966-1975 годы.
В это время у Александра нередко возникали романы на стороне. В частности, с актрисой Валентиной Малявиной.
«Однажды Саша пришёл домой с актрисой, своей коллегой по съёмкам. Это была Валя Малявина. Она в наш дом вошла как друг семьи… А закончилось тем, что однажды мы легли спать — и вдруг звонок в дверь. Саша говорит: «Это Валентина. Не будем открывать». Она звонила, долго стучала в дверь, а потом просто открыла шпингалет форточки и влезла в окно. Глубокой ночью, к женатому человеку… А ей плевать! Она из тех, кто не только в окно, но и в душу через ноздрю может залезть сороконожкой… После недолгого разговора с Сашей она собралась уходить. Саша пошёл её провожать и… вернулся под утро в невменяемом состоянии, неся на вытянутой руке оторванный рукав собственного пиджака», — вспоминала Ирина Бычкова.
Валентина Малявина — любовница Александра Кайдановского
«Как показала жизнь, все Сашины бурные романы проходили по одному сценарию — он влюблялся в своих партнёрш. Сначала это была я, потом Валя Малявина, затем Женя Симонова…», — рассказывала первая жена актера.
Вторая жена — актриса Евгения Симонова. Они познакомились на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция» (1974). У них родилась дочь Зоя Кайдановская (1976 г.р.), актриса театра имени Маяковского, снимается в кино.
Брак длился в 1975-1980 годы.
Александр Кайдановский и Евгения Симонова
Третья жена — балерина Большого театра Наталия Судакова (Кайдановская).
У них в 1987 году родился сын Андрей. Учился в Московском хореографическом училище, потом в балетных школах Санкт-Пёльтена (Австрия), Штутгарта (Германия), Вены, был принят в балет Штатсоперы (Вена, Австрия), работает также как хореограф.
Наталья Судакова — третья жена Александра Кайдановского
Последняя возлюбленная актера — актриса Инна Пиварс. Она стала его четвертой женой. Они поженились в 1995 году, брак продлился всего три недели — до смерти актёра.
Александр Кайдановский и Инна Пиварс
Хотя легендарного актера Александра Кайдановского давно нет, но до сих пор не утихают споры вокруг его наследства. Все бывшие жены актера, его друзья ополчились на его молодую вдову — актрису Инну Пиварс. Они называют ее черной вдовой, говорят о том, что она чуть ли не погубила актера. В программе «Прямой эфир» вдова Кайдановского Инна Пиварс ответила на упреки.
Фильмография Александра Кайдановского:
1967 — Таинственная стена — Некто
1967 — Анна Каренина — Жюль Ландо
1968 — Первая любовь — Майданов
1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм)
1970 — Драма на охоте
1970 — Красная площадь — солдат
1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный) — сержант
1971 — И был вечер, и было утро
1971 — Собака Баскервилей — Джек Стэплтон
1972 — Пятнадцатая весна — связной
1972 — Игрок — Астлей
1972 — Четвёртый — Второй
1972 — Былое и думы — критик Виссарион Белинский
1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин
1972 — Математик и чёрт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2) — Чёрт
1973 — Дети Ванюшина — Константин
1973 — Крах инженера Гарина — доктор Вольф
1973 — Былое и думы
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
1974 — Следую своим курсом — Миша
1974 — Когда постиг меня судьбины гнев…
1975 — Пропавшая экспедиция — офицер Зимин
1975 — Мой дом — театр — А. Н. Островский
1975 — Под крышами Монмартра — Рауль
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата — Воронцов
1976 — Огненный мост
1976 — Золотая речка — Зимин
1976 — Как важно быть серьёзным
1976 — Моё дело
1977 — Кто поедет в Трускавец
1977 — Это было в Коканде — Зайченко
1978 — Жизнь Бетховена — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена
1978 — Поворот
1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
1979 — Телохранитель — Мирзо
1979 — Сталкер — Сталкер
1980 — Рассказ неизвестного человека — Владимир
1980 — Рафферти — прокурор Эймс
1980 — Спасатель — Николай Вараксин, режиссёр-документалист (озвучил А. Ромашин)
1980 — Факт — Станислав
1981 — И с вами снова я — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты
1982 — Извините, пожалуйста — Пранас
1982 — Кафедра — Орлов
1982 — Братья
1987 — Десять негритят — Филипп Ломбард
1987 — Хареба и Гоги — князь Ольшевский
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
1992 — Ноябрь (Польша-Франция)
1992 — Дыхание дьявола (Испания)
1994 — Волшебный охотник (Волшебный стрелок), (Венгрия)
1995 — Исповедь незнакомцу (Франция) — Крючков
1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда»)
Режиссёрские работы Александра Кайдановского:
1983 — Иона, или художник за работой — Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской С. А. Соловьёва, сценарий написан совместно с Г. И. Рербергом
1983 — Сад
1985 — Простая смерть… — Дипломная работа
1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист
1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
1989 — For A Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
1993 — Дефлорация — художественный руководитель
1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)
Озвучивание фильмов Александра Кайдановского:
1982 — Кондор / Dogkeselyu (Венгрия)
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — студент-юрист (роль Б. Г. Плотникова)
1985 — Простая смерть — Иван Ильич (роль В. М. Приёмыхова)
Озвучивание мультфильмов Александра Кайдановского:
1977 — Вперёд, время! (читает текст)
1980 — Возвращение (в титрах не указан)
1985 — Контракт
1985 — Два билета в Индию
1988 — Перевал
1992 — Сон смешного человека