Александр Иванович Покрышкин

Александр Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин. Родился 21 февраля (6 марта) 1913 года в Ново-Николаевске Томской губернии — умер 13 ноября 1985 года в Москве. Советский летчик-ас. Сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 в группе. Маршал авиации (1972). Первый трижды Герой Советского Союза (1943, 1944, 1944). Кандидат в члены ЦК КПСС (1976-1985). Член Президиума Верховного Совета СССР (1979-1984). Депутат Верховного Совета СССР (1946-1984).

Александр Покрышкин родился 21 февраля (6 марта по новому стилю) 1913 года в Ново-Николаевске Томской губернии.

Отец — Иван Покрышкин, рабочий, родом Вятской губернии.

Семья жила небогато. Александр с ранних лет тянулся к знаниям, много читал.

В 12-летнем возрасте увлёкся авиацией, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы, он пошёл работать на стройку. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».

В 1931 году вступил в комсомол.

17 июня 1932 года добровольцем ушел в Красную Армию. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году.

В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар) и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В 1936-1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе мастерству лётчика. Во время отпуска зимой 1938 года он втайне от начальства прошёл всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года.

В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР).

Александр Покрышкин во время Великой Отечественной войны

С первого дня войны начал принимать участие в боях. 22 июня 1941 года встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. Из-за близости к границе его аэродром подвергся бомбардировке в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит. Позже он вспоминал: «В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист».

В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.

3 июля он одержал еще одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ.

Осенью 1941 года его подбили во второй раз. Но и тогда он сумел приземлиться.

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Однажды пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.

Участвовал в оборонительной операции в Молдавии, Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции, Донбасской оборонительной операции, Ростовской оборонительной операции и Ростовской наступательной операции. Зимой 1941 года Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел, несмотря на грязь и дождь, после того, как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том, чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, которые были остановлены перед городом Шахты и затем были потеряны советской разведкой. После того, как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжёлые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, его наградили орденом Ленина.

К середине ноября 1941 года выполнил 190 боевых вылетов, в том числе подавляющее большинство — 144 вылета — на штурмовку наземных войск врага. В июне-декабре 1941 года сбил два немецких самолёта лично и один — в группе.

летчик Александр Покрышкин

Член ВКП(б) с 1942 года.

В 1942 году продолжал воевать на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного авиаполка. «За образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и героизм личного состава» полк 7 марта 1942 года был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. Продолжал воевать на Южном фронте, а с июля 1942 года — на Северо-Кавказском фронте. В августе 1942 года назначен командиром эскадрильи. В конце августа 1942 года с полком убыл в тыл для переформирования и переобучения на новые самолёты. Полк осваивал новые типы истребителей, сначала Як-1, а затем поставлявшийся по ленд-лизу американский «P-39N Аэрокобра».

С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Н. В. Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.

В 1942 году участвовал в Донбасской оборонительной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. За 1942 год сбил 1 немецкий самолёт лично и 1 — в группе (обе победы — июль-август).

В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. 8 апреля лётчики-гвардейцы вернулись на фронт и сразу же включились в воздушные сражения на Кубани. 9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», с позывным «белая сотка», Покрышкин сбил Bf.109.

В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений Покрышкин проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941-1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза (указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года).

Александр Покрышкин в молодости

Александр Покрышкин в молодости

Извлекая уроки из неудач, Александр Иванович день ото дня совершенствовал собственное мастерство и мастерство своих подчиненных, разработал собственную тактику ведения воздушного боя, за которую его вначале хотели отправить в штрафбат, а потом внедрили ее во всех истребительных частях Военно-воздушных сил и ПВО.

За май 1943 года он сбил 12 самолётов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.

В июле 1943 года Александр Иванович присутствовал на Краснодарском процессе над пособниками немецких оккупантов.

С ноября 1943 года — заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции (2 победы), Донбасской наступательной операции (7 побед), Мелитопольской наступательной операции (1 победа) и в блокировании немецких войск в Крыму (5 побед).

1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина — в этом году он сбил лично 38 самолётов врага. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

С января по начало мая 1944 года Покрышкин с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944 года он получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.

С марта 1944 года он — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше, вылетать на боевые задания. Он должен был уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Во второй половине 1944 года, когда Покрышкин был уже дважды Героем и командиром истребительной дивизии, начальство, очевидно, из соображений безопасности, запретило ему летать. Но Александр Иванович этому запрету не подчинился. Водил в бой, учил молодых летчиков. И росло количество его собственных воздушных побед.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции (в ней одержал 2 последние официально засчитанные ему победы), прикрывал с воздуха наземные части на Сандомирском плацдарме.

Чтобы приблизить победу, в конце зимы 1945-го, уже на территории Германии, когда стационарных аэродромов не хватало, а поля раскисли или были заминированы, Покрышкин первым научился использовать в качестве взлетно-посадочных полос прямые участки обычных автомобильных дорог. Хотя зачастую ширина асфальтового или бетонного полотна была метра на три меньше размаха крыльев самолета и существовал определенный риск. Но это позволило вовремя обеспечить надежную воздушную поддержку наступающих наземных войск, а также штурмовиков и бомбардировщиков, наносящих удары по Берлину и другим важнейшим опорным пунктам фашистов.

В 1945 году полковник Покрышкин командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.

Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.

Сколько самолетов сбил Александр Покрышкин

Официально считается, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе.

Сам Покрышкин в частной беседе с В. М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно.

По некоторым данным, в течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё несколько побед, не вошедших в его общий счёт. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы.

Неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения лётного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года было требование: «Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника, и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка». Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 года было установлено: «Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей».

Но даже и в 1943 году, на совещании в штабе 4-й воздушной армии, которое проходило в ходе напряжённых боёв на Кубани, Покрышкин обратил внимание на то, что фактически сбитые самолёты противника засчитываются согласно правилам, введённым ещё в начале войны. Он писал: «В своём выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полёта к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привёл примеры перехвата моей восьмёркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном ещё в начале войны, установлено, что сбитые самолёты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулемётом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени лётчиков-истребителей этот приказ изменить. Выслушав моё выступление и сделав пометки в блокноте на столе, Вершинин сказал: — Товарищ Покрышкин, ваше выступление заслуживает внимания. По этим вопросам будут даны указания. Предложения по приказу о сбитых самолётах доложим в Москву. В отношении боёв в районе Мысхако вам и штурману армии завтра же слетать в бомбардировочный полк. При получении подтверждения засчитаем сбитые самолёты».

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном, ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространённым явлением.

Уже после смерти Александра Ивановича, разбирая его архив, были обнаружены старые записные книжки, которые при жизни летчик никому не показывал. Из них следует, что лично сбитых у него значительно больше, чем считается. Исследователи, проанализировав боевую деятельность Покрышкина, изучив архивные материалы и свидетельства однополчан подсчитали, что Александр Иванович лично уничтожил 116 вражеских самолетов.

В полку под командованием А. И. Покрышкина служили и другие прославленные лётчики, в том числе дважды Герои Советского Союза А. Ф. Клубов и Г. А. Речкалов, а также Герои Советского Союза И. И. Бабак, В. Е. Бондаренко, Г. Г. Голубев, Н. М. Искрин, В. П. Карпович, С. И. Лукьянов, К. Е. Селиверстов, Н. А. Старчиков, К. В. Сухов, Н. Л. Трофимов, А. И. Труд, В. И. Фадеев, А. В. Фёдоров, В. А. Фигичев.

Маршал авиации Александр Покрышкин

Маршал авиации Александр Покрышкин

После войны Александр Покрышкин в июле 1945 года направлен на учёбу в академию. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. После войны Покрышкин вызвал своим независимым характером раздражение Василия Сталина, тогда командовавшего ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944 году, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953 года, и далее служил не в ВВС, а в Войсках ПВО.

С января 1949 года — заместитель командира 33-го истребительного авиационного корпуса ПВО, с июня 1951 года — командир 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО (переименован из 33-го иак ПВО в феврале 1949 года).

С февраля 1955 года — командующий истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО.

В январе 1956 года направлен на учёбу. В 1957 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова.

С января 1958 года — командующий 52-й воздушной истребительной армией ПВО. С августа 1959 года — командующий Киевской армией ПВО — заместитель командующего Киевским военным округом по войскам ПВО. После её переименования с февраля 1961 года — командующий 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО.

С июля 1968 года — заместитель Главнокомандующего Войсками ПВО СССР.

С января 1972 года — председатель Центрального комитета ДОСААФ.

С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС (1976-1985).

Скончался 13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни. По словам родственников, Александр Покрышкин был полон сил, лег в Кремлевскую больницу для профилактического обследования, но непродуманное медиками сложное обследование стало роковым.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В память о прославленном летчике названы многие улицы, площади, проспекты в разных городах.

Бронзовый бюст в Новосибирске (Красный проспект), установлен в 1949 году в соответствии с правилом об установке бюста дважды Героя Советского Союза на его родине. Бюст установлен в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. В Майкопе 4 мая 2018 года открыт памятник-бюст Покрышкину в сквере авиаторов.

В 2009 году открыт Сибирский авиационный кадетский корпус имени А. И. Покрышкина.

Есть мемориальная доска на доме по улице Большой Бронной, 19, где жил Покрышкин.

31 мая 2019 года его именем назван международный аэропорт «Толмачево».

Александр Покрышкин (документальный фильм)

Личная жизнь Александра Покрышкина:

Жена — Мария Кузьминична Покрышкина, родом с Харьковщины. Познакомились во время войны в сентябре 1942 года, Мария Кузьминична была медсестрой.

Встретились в госпитале на берегу Каспийского моря, куда Покрышкин зашел навестить товарища. Вскоре батальон аэродромного обслуживания Марии перебросили на другой фронт. Но они постоянно переписывались. Позже Покрышкин вспоминал: «В своих письмах она разными намеками давала знать, где находится ее часть. Поэтому я всегда имел возможность изредка видеться с ней». «Мы стремились быть вместе. О нашей любви уже знали и ее и мои родители. Но мы боялись, как бы кто-то со стороны не принял нашу близость за пошлые издержки войны… договорились в первом же большом городе обязательно оформить брак», — рассказывал летчик.

Поженились 1 апреля 1944 года в Чернигове. И счастливо прожили в браке до смерти Покрышкина.

У пары родились дочь Светлана и сын Александр (стал ученым-океанологом).

Александр Покрышкин и жена Мария

Александр Покрышкин и жена Мария

Александр Покрышкин с женой Марией

Александр Покрышкин с женой и детьми

Александр Покрышкин с женой и детьми

Библиография Александра Покрышкина:

1944 — Чему учит опыт
1948 — Крылья истребителя
1953 — Воздушные бои над Кубанью
1966 — Небо войны
1976 — Твоя почётная обязанность
1986 — Познать себя в бою
1998 — Бой требует мысли
1999 — Тактика истребительной авиации

Награды и звания Александра Покрышкина:

— Трижды Герой Советского Союза (24.04.1943 — медаль № 993; 24.08.1943 — медаль № 10; 19.08.1944 — медаль № 1);
— Шесть орденов Ленина (22.12.1941 — № 7086; 24.05.1943 — № 9600; 6.03.1963 — № 124904; 21.10.1967 — № 344099; 21.02.1978 — № 429973; 5.03.1983 — № 400362);
— Орден Октябрьской Революции (5.03.1973 — № 1793);
— четыре ордена Красного Знамени (22.04.1943 — № 66983; 18.07.1943 — № 8305/2; 24.12.1943 — № 448/3; 20.04.1953 — № 1392/4);
— два ордена Суворова II степени (6.04.1945 — № 1484; 29.05.1945 — № 1662);
— орден Отечественной войны I степени (11.03.1985 — № 537850);
— два ордена Красной Звезды (6.11.1947 — № 2762070; 4.06.1955 — № 3341640);
— орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 — № 0039);
— медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944);
— медаль «За оборону Кавказа» (1.05.1944);
— медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.05.1945);
— медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (6.06.1945);
— медаль «За освобождение Праги» (9.06.1945);
— медаль «За взятие Берлина» (9.06.1945);
— медаль «XXX лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948);
— медаль «В память 800-летия Москвы» (7.04.1951);
— медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР» (18.12.1957);
— медаль «За освоение целинных земель» (5.11.1964);
— медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (7.05.1965);
— медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (26.12.1967);
— медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (20.04.1970);
— медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (25.04.1975);
— медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (28.01.1978);
— медаль «За укрепление боевого содружества» (31.05.1980);
— медаль «В память 1500-летия Киева» (17.05.1982);
— медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР» (30.04.1984);
— медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (12.04.1985);
— медаль «За выдающиеся заслуги» (США) (1943);
— орден Народной Республики Болгария 1 степени (НРБ);
— ордена Тудора Владимиреску 2-й и 3-й степени (СРР);
— орден Карла Маркса (ГДР);
— Серебряный крест ордена «Виртути Милитари» (ПНР);
— Кавалер ордена «Возрождение Польши» (ПНР);
— орден Сухэ Батора (МНР);
— орден Красного Знамени (МНР);
— медаль Кемеровской области «За честь и мужество» (2013 год);
— Почётный гражданин городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ и др.

Оцените статью
Добавить комментарий