Александр Афиногенов

Александр Афиногенов

Александр Николаевич Афиногенов. Родился 22 марта (4 апреля) 1904 года в Скопине Рязанской губернии — погиб 29 октября 1941 года в Москве. Советский драматург.

Александр Афиногенов родился 22 марта (4 апреля по новому стилю) 1904 года в Скопине Рязанской губернии.

Отец — железнодорожный служащий, впоследствии — писатель (под псевдонимом Н. Степной).

Его родители были причастны к революционному движению и писатель вырос в среде переворотов. Прошел Октябрьскую революцию в 13-летнем возрасте. В 16 он был в первых рядах коммунистической молодежи, а в 18 вступил в партию.

С 1922 года Афиногенов член ВКП(б), в 1924 году окончил Московский институт журналистики.

В 1924 написал первую пьесу.

В 1927-1929 годах работал завлитом 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта.

В начале 1930-х гг. Афиногенов стал одним из руководителей РАПП.

В 1934 году Афиногенов избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».

С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, в 1937 году его исключают из ВКП(б) и Союза писателей.

16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник никогда не произнесённую им защитительную речь: «Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, (позор и поношение общества)».

Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине. Когда многие избегали опального Афиногенова, с ним подружился Борис Пастернак. В этот период Афиногенов начал писать роман «Три года».

В 1938 году его восстановили в партии.

В дневнике можно найти такую запись: «Нет, всё же наше поколение неблагодарно, оно не умеет ценить всех благ, данных ему Революцией. Как часто забываем мы всё, от чего избавлены, как часто морщимся и ёжимся от мелких неудобств, чьей-то несправедливости, считаем, что живём плохо. А если бы мы представили себе прошлую жизнь, её ужасы и безысходность, все наши капризы и недовольства рассеялись бы мгновенно, и мы краснели бы от стыда за свою эгоистическую забывчивость».

Александр Афиногенов 2

Во время войны Афиногенов возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Предполагалось, что Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие второго фронта.

Погиб 29 октября 1941 года в Москве в здании ЦК во время бомбежки от случайного осколка накануне этой командировки. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Его вдова, Дженни Мерлинг (Jenny Marling (Schwartz)), отправилась в США одна, она погибла во время пожара на пароходе при возвращении в СССР в 1948 году.

Творчество Александра Афиногенова:

Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта.

«Малиновое варенье» (1926 год) — коммунистическая мелодрама с гипертрофировано негативным изображением представителей буржуазии не получила высокой оценки критиков.

«Чудак» (1928 год) — пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм.

Пьеса «Страх» (1931 год) была запрещена в первом варианте, однако переписанная приобрела большой успех. Пьеса приобрела актуальность благодаря критическому освещению в ней проблемы введения старой интеллигенции в новую систему.

Самая критическая пьеса Афиногенова «Ложь» (1933 год) показывает, какие последствия для всей системы имела вынужденная ложь низовых партийных работников. Сталин лично был цензором этой пьесы, которую запретили вскоре после постановки.

Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР посвящена пьеса «Далёкое» (1935).

«Машенька» (1940 год) — пьеса, которую любил Б. Пастернак, рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А.П. Чехова. Эта пьеса в 1960-1971 годах была сыграна 3036 раз, по ней снят одноимённый фильм.

Афиногенов сознательно противопоставлял свою традиционную, психологически-реалистическую драму пьесам В. Вишневского и Н. Погодина, которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб во имя изображения социальных явлений.

Фильмография Александра Афиногенова:

1932 — Гайль Москау! — Штреммель

Библиография Александра Афиногенова:

Роберт Тим. Драма. — М., 1924
На переломе. Драма. — М., 1927
Гляди в оба! Траги-фарс. — М. 1927
Чёрный яр. Пьеса. — М. 1929
Чудак, 1930
Творческий метод театра, 1931
Страх, 1931
Ложь, 1933
Далёкое, 1935
Пьесы, 1935
Пьесы, 1940
Вторые пути, 1940
Машенька, М., ВУОАП, 1941
Пьесы, 1956
Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания, 1957
Дневники и записные книжки, 1960
Избранное. В 2-х тт., 1977

Оцените статью
Добавить комментарий