Абрам Матвеевич Роом (урожденный Абрам Мордхелевич Ром (Ромм). Родился 16 (28) июня 1894 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва) — умер 26 июля 1976 года в Москве. Советский кинорежиссер, сценарист, театральный деятель, педагог. Лауреат двух Сталинских премии (1946, 1949). Народный артист РСФСР (1965).
Абрам Роом родился 16 (28 по новому стилю) июня 1894 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва).
Отец — Мордхель (Мордух) Беньяминович Ром (1852-1923).
Мать — Лея Давидовна-Абелевна Ром (1872-1914).
Родители были родом из Евье (ныне Вевис в Литве). Семья была многодетной.
В 1904 году поступил в виленскую восьмилетнюю частную гимназию Н. А. Виноградова, которую окончил в 1914 году. В феврале 1915 года был признан негодным к воинской службе.
В августе 1915 года подал прошение о приёме его в действительные студенты медицинского факультета Императорского Николаевского университета в Саратове. Некоторое время учился в Петроградском психоневрологическом институте, но был вынужден оставить учёбу в виду отсутствия права жительства вне черты оседлости.
Его мать умерла, а 64-летний отец был недееспособным в результате эмфиземы лёгких. Поэтому Абрам находился на иждивении своего дяди И. К. Фишкина, который был призван в армию и пропал без вести во время боевых действий.
9 августа 1915 года Михаил был вынужден бежать из Вильно, но уже в следующем месяце был принят на медицинский факультет в Императорский Николаевский университет. Отучившись два с половиной курса, он в конце 1917 года был призван в Красную Армию в качестве военврача и отправлен на фронт, вернувшись в Саратов в 1919 году.
С начала октября 1919 года работал ответственным сотрудником редакции газеты «Известия Саратовского Совета», преподавателем в отделе искусств.
Его дебют как театрального режиссёра состоялся на сцене саратовского Театра лубочной драмы и комедии, сатиры, кукол и петрушки, открытого в конце июня 1919 года.
В сентябре 1920 года стал основателем и ректором новообразованных Высших государственных мастерских театрального искусства (ВГМТИ, впоследствии Саратовский театральный институт), где был также ведущим педагогом и главным режиссёром до их закрытия в 1923 году.
В январе 1922 года совместно с С. Неделиным основал театр «Голубятня» в здании пассажа на углу Московской и Никольской улиц, а после его закрытия — Театр эксцентрических представлений (ТЭП) в помещении клуба подрядчиков (ныне здание ТЮЗа), став его главным режиссёром.
24 декабря 1922 года открыл Детский театр ВГМТИ, а 25 декабря 1922 года — Показательный театр ВГМТИ (оба в помещении театра имени Ленина), для демонстрации работ сценических мастерских.
С 1923 года был режиссёром Театра Революции, вместе с В. Э. Мейерхольдом поставил пьесу А. М. Файко «Озеро Люль» (премьера состоялась 8 ноября 1923 года), режиссёром и педагогом Высшей педагогической школы ВЦИК в Москве.
В 1925-1934 годах — педагог ВГИКа (доцент).
С 1924 года — режиссёр киностудии Госкино, Совкино, Союзкино. С 1936 года — режиссёр киностудии Украинфильм, с 1940 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».
Автор сценария фильма «Ветер» (1926).
В 1927 году как актер снялся в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд».
Как кинорежиссер Абрам Роом дебютировал в 1924 году с фильмом «Гонка за самогонкой». В те времена в кинокритике бытовало определение: «Большая пятёрка советского кино: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Абрам Роом».
Он создал своё направление в кино, в котором главное — психологизм и бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека. Найти себя ему помогал докинематографический опыт: учение у великого психолога В. Бехтерева, изучение книг З. Фрейда, профессиональное занятие медициной, работа в театре.
Новаторство двух его самых совершенных немых фильмов — «Третья Мещанская» и «Привидение, которое не возвращается» — сделало его европейской кинознаменитостью. Его можно даже назвать родоначальником эротического кино и считать одной из предтеч итальянского неореализма.
Интерес режиссёра к внутреннему, частному человеку, с его интимной жизнью, эротическими чувствами отдавало эстетической крамолой. К середине 1930-х годов она стала недопустимой. И потому подвергся запрету «как идеологически вредный, формалистический», непонятный, на 30 лет был похоронен в архиве фильм «Строгий юноша». Под таким прессом началась драматическая полоса длиною в 20 лет, когда он будет снимать только официально дозволенное, идеологически одобренное.
Значимой работой стала кинотрагедия военных лет «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова.
Фильмы 1940-х — начала 1950-х годов в основном носили идеологический характер.
Самый известный его фильм — «Гранатовый браслет» по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна, в котором главную роль сыграла Ариадна Шенгелая.
Далее снял «Цветы запоздалые» по мотивам одноимённой повести А. П. Чехова и «Преждевременный человек» по пьесе М. Горького «Яков Богомолов».
Художественный руководитель фильмов «На графских развалинах» (1957), «Дело № 306» (1956).
Член ВКП(б) с 1949 года.
Был членом правления общества «СССР — Италия».
Умер 26 июля 1976 года. Похоронен на Введенском кладбище (29 уч.).
Личная жизнь Абрама Роома:
Жена — Ольга Андреевна Жизнева (настоящая фамилия — Жизневская; по мужу — Роом; 1899-1972), советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1949). Заслуженная артистка РСФСР (1950). Народная артистка РСФСР (1969).
Абрам Роом и Ольга Жизнева
Фильмография Абрама Роома:
1927 — Поцелуй Мэри Пикфорд
Режиссерские работы Абрама Роома:
1924 — Гонка за самогонкой
1926 — Бухта смерти
1926 — Предатель
1927 — Третья Мещанская
1927 — Ухабы
1927 — Еврей и земля
1929 — Привидение, которое не возвращается
1930 — План великих работ (документальный)
1936 — Строгий юноша
1939 — Эскадрилья № 5
1940 — Ветер с востока
1942 — Боевой киносборник № 13 «Наши девушки»
1945 — Нашествие
1946 — В горах Югославии
1949 — Суд чести
1951 — Совесть мира (производство остановлено по решению Политбюро)
1952 — Школа злословия
1953 — Серебристая пыль
1956 — Сердце бьется вновь…
1964 — Гранатовый браслет
1969 — Цветы запоздалые
1971 — Преждевременный человек
Сценарии Абрама Роома:
1926 — Ветер
1927 — Ухабы
1927 — Еврей и земля
1927 — Третья Мещанская
1930 — План великих работ
1964 — Гранатовый браслет
1969 — Цветы запоздалые
1977 — Враги — совместно с Максимом Горским
Работы Абрама Роома как художественного руководителя:
1956 — Дело № 306
1957 — На графских развалинах
Награды и звания Абрама Роома:
— Сталинская премия второй степени — за фильм «Нашествие»;
— Сталинская премия первой степени — за фильм «Суд чести»;
— Заслуженный деятель искусств РСФСР;
— Народный артист РСФСР (1965);
— орден Октябрьской Революции (12.04.1974);
— орден Трудового Красного Знамени;
— орден «Знак Почёта»